Основы антикоррупционной политики
Рассмотрим основы противодействия коррупции, т.е. термины, принципы, формы, исторические моменты, основные статьи УК РФ по коррупционным преступлениям, меры по профилактике и другие вопросы, а также и разберем различные ситуации, имеющие состав коррупционного направления.
В рамках осуществления национального плана противодействия коррупции ежегодно по РФ проводятся следующие мероприятия:
- круглые столы обсуждения,
- встречи со специалистами отдела экономической безопасности и противодействия коррупции; со специалистами прокуроры, Следственного Комитета РФ по Челябинской области,
- семинары; научно-практические конференции
- курсы повышения квалификации
Научиться определять возникновение коррупционной ситуации и уметь правильно выходить из нее, не нарушая закон, проводить регулярную планомерную работу по повышению уровня правового сознания и культуры населения.
Коррупция влияет на нормальное развитие общества, поэтому с ней необходимо бороться, что коррупция – одна из главнейших бед современного общества, а чтобы бороться с врагом, его надо знать в лицо. Конференция позволяет всесторонне изучить явление с точки зрения экономических, социальных, уголовных, национальных вопросов.
Международный день борьбы с коррупцией, отмечается 9 декабря по инициативе Организации Объединенных Наций.
В это день, 9 декабря 2003 года, в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции
Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней.
Он обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрить соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.
Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.
Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.
Конвенция вступила в силу в декабре 2005 года. Россия ратифицировала конвенцию в марте 2006 года.
Коррупция является сложным социальным, политическим и экономическим явлением, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны.
Она разрушает демократические институты, замедляет экономическое развитие и подрывает государственные устои.
Поэтому в этот день во многих странах мира проходят демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией. Цель проводимых мероприятий состоит в антикоррупционном образовании, антикоррупционном просвещении, повышения правовой культуры, т.е. необходимая совокупность знаний о коррупции:
- об особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях коррупции в различных сферах жизнедеятельности государства и общества;
- сформировать у вас как у слушателей правовое антикоррупционное мышление;
Это информационно-методическая деятельность по антикоррупционному просвещению
КОРРУПЦИЯ – это социальное явление, заключающееся в расположении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.
В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации.
Возникновение коррупции история:
Со времен самых первых упоминаний о княжествах как формы общественного устройства было принято, что финансирование того государственного аппарата, согласно закону, должно осуществлять население, которое проживало на вверенной чиновнику территории.
Впервые об ограничении коррупционных действий заговорил еще Иван IV. Он ввел Судную грамоту, которая устанавливала за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления наказание смертной казнью.
В 1649 году в Соборном уложении было указано наказание за взяточничество и другие проявления злоупотреблений своими полномочиями в виде уголовной ответственности.
При Петре I расцветала не только коррупция, но и жестокая борьба с ней. Он старался всеми возможными методами и средствами навести порядок в делах государственной службы России, воздействуя на мздоимцев, лихоимцев и вымогателей. Петр I в годы своего правления ввел срок прохождения государственной службы для воевод не более 2 лет.
А также в 1714 г. издает новый указ, который ужесточал наказание за корыстное злоупотребление на службе, то есть коррупцию.
В период правления Петра I и Екатерины II явление коррупции в государственной службе достигало огромных размеров и ужесточение, и широкое применение карательных мер не давало видимых результатов.
Поэтому в царской России в 1845 году было принято «Уложение о наказаниях уголовных».
Основное содержание данного документа было направлено на борьбу с взяточничеством в государственной службе, было дополнено законодательство об ответственности за проявление данного явления. Глава называлась «О мздоимстве и лихоимстве». В главе указывалось два способа получение взятки: взятка-благодарность и взятка-откуп.
Явление коррупции хорошо известно с древнейших времен и, по-видимому, было присуще всем государствам в любые периоды их развития.
Однако общественная опасность этого явления возрастают в периоды крупных социальных потрясений (Л.Н. Гумилев приводит пример механизма распространения коррупции в Китайской империи (I в.), в том числе способствовавший ее падению:
"Все желали получить как можно драгоценного товара, чтобы, продав его, ублажить своих дочерей и жен. Естественно, у китайцев развилась система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, "по блату".
Все жены и наложницы императора стали протаскивать своих родственников на должности правителей и начальников.
Эти родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки. Их преступления, естественно, не могли оставаться секретом для правительства: китайцы все время писали друг на друга доносы. Наместников время от времени казнили. Но те, предвидя горькую судьбу, закапывали в землю клады, сообщая места своим детям.
И потому правительство, хорошо зная права соотечественников, стало казнить не только преступника, но и всю его семью". (Гумилев Л.Н. Oт Руси к России. М., 1992. С. 25.).
ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?
Понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку феномен коррупционной преступности есть лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наиболее опасная с точки зрения общественных интересов.
Коррупционные правонарушения предусматривают юридическую ответственность.
Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.
Таким образом, Российское законодательство не содержит понятия "коррупционное преступление". А коррупционные деяния рассмотрим далее.
И́ндекс восприя́тия корру́пции составляемый международной неправительственной организацией и основывается на нескольких независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты, аналитиками и предпринимателями,
Данный показатель рассчитывается с целью отражения оценки уровня восприятия коррупции по сто бальной шкале. Составляется ежегодно с 1995 года.
В ежегодном индексе восприятия коррупции, составляемом международной организацией, Россия заняла 135 место из 180 стран за 2017г.
однако изменение положения в рейтинге связано лишь с тем, что исследователи оценивают ситуацию в большем количестве стран, годом ранее - 176 стран – 2016г
В 2016 году Россия была на 119-м месте, В 2015 году — на 131-м,
сейчас — на 135, Столько же баллов, сколько Россия, по итогам 2017 года получили Доминиканская республика, Гондурас, Киргизия, Лаос, Мексика, Папуа—Новая Гвинея и Парагвай.
Коррупция — это одна из наиболее острых проблем, угрожающих национальной безопасности и существованию любого государства. Являясь негативным социально-правовым явлением, она подрывает эффективность государственного управления.
Виды коррупции:
- политическая коррупция – имеет целью захват и удержание власти, сущность ее покупка властных и должностных полномочий (она реализуется в политической сфере)
- административная коррупция – сущность –вымогательство взяток, сфера деятельности – государственная и муниципальная служба
- судебная коррупция – цель- обогащение; сущность – купля-продажа судебных решений; сфера деятельности- судебная, конституционные суды, арбитражные, федеральные суды, мировые судьи
- экономическая коррупция - цель- получение прибыли; сущность – противоправное участие в экономической деятельности; сфера деятельности - экономическая
- бытовая коррупция - цель- решение бытовых проблем; сущность – незаконная купля-продажа услуг; сфера деятельности – массовое обслуживание населения (образовательная, медицинская деятелность)
Формы коррупции:
ü незаконное финансирование избирательных компаний
ü взяточничество
ü кумовство
ü лоббизм (незаконное распределение и перераспределение обществ-ных ресурсов, фондов
ü незаконная приватизация
ü предоставление льготных кредитов, займов
ü незаконное присвоение общественных ресурсов
ü подкуп
ü инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета
Следует различать коррупцию по уровню распространения:
Верхушечная коррупция охватывает (политиков, высшее и среднее чиновничество) связана с принятием решений, имеющих высокую цену, т.е. это госзакупки
Низовая коррупция распространяется на среднем и высшем уровнях и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, разрешения, штрафы, сдача зкзаменов, предоставление мест в лечебных и образовательных учреждениях)
Сегодня в России принят и действует комплекс нормативных правовых документов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации
Принятые документы:
- Во-первых, В декабре 2008 года принят базовый Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» и сформировано антикоррупционное законодательство.
Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
В этом законе даны определения основных понятий - «коррупция», «противодействие коррупции», раскрыта правовая и организационная основы противодействия коррупции; определены основные принципы, формы международного сотрудничества, меры по профилактике и другие вопросы.
- Во-вторых, В развитие программного направления действует Стратегия противодействия коррупции
Принят Указ Президента РФ от 29.06.2018г. №378 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».
- В-третьих, принимаются и реализуются национальные планы противодействия коррупции, что способствует совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции. При этом важным является и разрешение актуальных проблемных вопросов, в том числе и тех, о которых сказано выше.
- В-четвертых, в указанных нормативных актах (включая и программно-целевые документы) закрепляются антикоррупционные механизмы, реализация которых в государственном управлении может также способствовать решению задач противодействия коррупции.
УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ
Одна сторона взяткополучатель (подкупаемый)
Признаны должностные лица осуществляющие функции представителя власти; либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
Вторая сторона — это взяткодатель (осуществляющий подкуп)
Взяткодатель -это любое лицо, давшее взятку должностному лицу.
в обмен на возможность пользоваться полномочиями этого лица в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги.
Также в процессе может участвовать и третья сторона — посредник
Посредник — это доверенное лицо одной из сторон (по инициативе взяткодателя или взяткополучателя) при участии, которого ведутся переговоры между сторонами, т.е. выполняющее посреднические функции
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ:
взяточничество
- получение взятки (статья 290 УК РФ)
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- посредничество во взяточничестве (ст. 291 УК РФ);
- провокация взятки (ст. 304 УК РФ);
- служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
- провокация взятки либо коммерческого подкупа (статье 304 УК РФ)
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
- внесение заведомо ложных сведений (ст. 285.3 УК РФ)
- неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ)
- присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ)
- мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ)
- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ)
- регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)
- халатность (ст. 293 УК РФ)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ :
За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды наказаний:
• штраф
• лишение права занимать определенные должности
• лишение права заниматься определенной деятельностью
• обязательные работы
• исправительные работы
• принудительные работы
• ограничение свободы
• лишение свободы на определенный срок
Получение взятки- получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе статья 290. УК РФ
НАКАЗАНИЕ: применительно к ответственности за получение взятки наказания — различны, что позволяет учесть и обстоятельства совершения, и личность виновного.
Так, самым мягким наказанием за получение взятки является штраф,
а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет.
Кроме того, за получение взятки суд может лишить осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
Дача взятки - дача взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) статья 291. УК РФ
НАКАЗАНИЕ: регламентируя наказание, законодатель в качестве самого мягкого установил штраф,
а самого сурового — лишение свободы на срок до 12 лет.
За дачу взятки также могут применить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки статья 291.1.
НАКАЗАНИЕ: самым мягким наказанием за посредничество во взяточничестве является штраф,
а самым суровым — лишение свободы на срок до 7 лет.
За посредничество во взяточничестве виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
ПРОВОКАЦИЕЙ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА согласно статье 304 УК РФ признается передача должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.
НАКАЗАНИЕ: самым мягким наказанием за провокацию взятки либо коммерческого подкупа является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Важно подкуп совершается без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции, указанные лица не подлежат уголовной ответственности
Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием статья 159
Служебный подлог - внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности статья 292
- листки временной нетрудоспособности,
- медицинские книжки,
- экзаменационные ведомости,
-зачетные книжки,
-справки о заработной плате,
НАКАЗАНИЕ: самым мягким наказанием за служебный подлог является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства статья 285.
НАКАЗАНИЕ: самым мягким наказанием за злоупотребление должностными полномочиями является штраф,
а самым суровым — лишение свободы на срок до 7 лет (увел. ло 10) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Превышение должностных полномочий - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства статья 286.
НАКАЗАНИЕ: самым мягким наказанием за превышение должностных полномочий является штраф,
а самым суровым — лишение свободы на срок до 4 лет. (7 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Если преступление совершено:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, то максимальный срок наказания в виде лишение свободы увеличится до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений - умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 285.3. УК РФ).
Самым распространённым проявлением коррупционной преступности считается взяточничество, а также хищение бюджетных денег должностными лицами с использованием различных преступных схем:
- распилов, - завышения стоимости работ и т.д.
Рассмотрим подробнее тему взяточничества.
Определенные трудности в правоприменительной практике возникают в связи с точным установлением предмета преступления, содержание которого образуют деньги, ценные бумаги и иное имущество или выгоды имущественного характера. Проблема заключается в том, что предмет получения взятки может подразумевать как движимое, так и недвижимое имущество. Особую сложность в плане установления и доказывания вызывают так называемые выгоды имущественного характера, связанные с безвозмездным оказанием услуг, подлежащих оплате, например при строительстве дачи, занижением стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшением арендных платежей и др
Как показывает практика определенные трудности возникают при отличии взятки от подарка.
Если получение взятки заранее обусловлено, то будет иметь место так называемая взятка-подкуп.
Второй вид взятки - взятка благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное)
При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка.
В статье 575 ГК РФ предусматриваются запреты на дарение.
Так, в силу п. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается дарение лицам:
- замещающим государственные должности РФ,
- государственные должности субъектов РФ,
- муниципальные должности,
- государственным служащим,
- муниципальным служащим,
- служащим Банка России
в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Здесь следует только иметь в виду, что допустимым является так называемый обычный подарок, что тоже является оценочным понятием.
Конечно, с одной стороны, деньги, которые передавали в качестве взятки, с точки зрения здравого смысла трудно признать обычным подарком. Исторически сложилось так, что, как правило, обычными подарками в данном случае рассматриваются букет цветов, духи, престижные алкогольные напитки и т.п.
Но, с другой стороны, нигде в законе и не говорится о том, что деньги к обычным подаркам не относятся.
Получение взятки, лично или через посредника размер которых не превышает 10 тыс. руб. Наказание за мелкое взяточничество
- штраф до 200 тыс. руб.
- либо исправительные работы на срок до года,
- либо ограничение свободы на срок до двух лет,
- либо лишение свободы на срок до года.
Это определяется органами судебной власти
Следует отметить, что в Уголовный кодекс РФ введено новое основание освобождения от уголовной ответственности, предусмотренное ст. 76.2 УК РФ, а именно назначение судебного штрафа и освобождение от ответственности за преступления небольшой или средней тяжести (санкция до 5 лет лишения свободы). Применение данной нормы возможно только в отношении лиц, впервые совершивших преступление и возместивших вред, причиненный преступлением.
Следует отметить, что к коррупционным преступлениям при определенных условиях могут быть отнесены преступления, предусмотренные ст. 160 ч.3 УК РФ (Присвоение или растрата), которая может являться специальным составом к ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)
А именно, когда лицо, обладающее организационно-распорядительными полномочиями и административно-хозяйственными функциям (например бухгалтер), используя различные преступные схемы, осуществляют хищение денежных средств, то действия квалифицируются по ст. 160 ч.3.
Другой способ хищения – это фиктивное трудоустройства лиц в учреждения, которые фактически трудовые обязанности не исполняют, а начисленные им денежные средства получает должностное лицо. Квалифицируется это либо как мошенничество (ст. 159 ч.3 УК РФ, либо как присвоение и растрата по ст. 160 ч.3 УК РФ).
Еще один способ преступление это фиктивное начисление премий, которые начисляются и выплачиваются лицам в повышенном размере с условием передачи части денежных средств должностному лицу, выписавшему данные денежные средства.
Как показывает правоприменительная практика, определенные трудности возникают и при разграничении таких составов преступлений, как взяточничество и мошенничество.
Вопрос с вымогательством взятки также вызывает определенные трудности. В связи с этим Пленум ВС РФ в п. 18 Постановления N 24 О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях подчеркнул, что под вымогательством взятки (п. "б" ч. 5 ст. 290 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).
Статьей 291.2 УК РФ устанавливается ответственность за получение взятки, лично или через посредника размер которых не превышает 10 тыс. руб. Наказание за мелкое взяточничество - штраф до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до года. В примечании к указанным статьям дается разъяснение, при каких условиях лица, совершившие данные преступления, освобождаются от уголовной ответственности.
Часть 2 этой статьи те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ либо настоящей статьей.
наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
В примечании к указанным статьям дается разъяснение, при каких условиях лица, совершившие данные преступления, освобождаются от уголовной ответственности, а именно о том, что лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в статье 291.2 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Изменения в ст. 304 (провокация взятки то есть попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг) в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.) УК РФ уточняют круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки. Перечень дополнен иностранными должностными лицами, должностными лицами публичной международной организации.
Санкции ч. ч. 2 - 6 ст. 290, ч. ч. 3 - 5 ст. 291 и ст. 291.1 УК РФ дополняются штрафом в абсолютных величинах (помимо штрафа в кратных величинах и лишения свободы).
Следует отметить, что в Уголовный кодекс РФ введено новое основание освобождения от уголовной ответственности, предусмотренное ст. 76.2 УК РФ, а именно назначение судебного штрафа и освобождение от ответственности за преступления небольшой или средней тяжести (санкция до 5 лет лишения свободы). Применение данной нормы возможно только в отношении лиц, впервые совершивших преступление и возместивших вред, причиненный преступлением.
Порядок освобождения от уголовной ответственности установлен главой 15.2 УК РФ и главой 51.1 УПК РФ. Законодатель дает определение судебного штрафа в ст. 104.4 УК РФ, под которым следует понимать денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности при соблюдении вышеописанных условий.
Размер судебного штрафа не может превышать 50% от размера максимального штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи УК РФ, а если соответствующая статья не предусматривает наказания в виде штрафа, - не более 250000 рублей. Кроме того, при определении размера судебного штрафа суд будет принимать во внимание тяжесть совершенного преступления и имущественное положение лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и его семьи, а также учитывать возможности получения заработной платы или иного дохода.
В случаях неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф будет отменяться и лицо, на которое наложен штраф, будет привлекаться к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ в общем порядке.
При этом в случае, если следователь или дознаватель усмотрит основания для применения меры ответственности в виде штрафа, он обязан направить еще на стадии предварительного расследования материалы в суд с соответствующим ходатайством для принятия решения о наложении судебного штрафа.
Должностные лица, связанные с исполнением профессиональных обязанностей, наиболее подвержены коррупции относятся
представители власти - это, например, государственный или муниципальный чиновник любого ранга: сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа
выполняют организационно-распорядительным функции относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медикосоциальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
административно-хозяйственным функции полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции - это, например, начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, член государственной экспертной призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор вуза и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.
выполняющие управленческие функции - это коммерческая или иная организация, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного исполнительного органа (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).
Приведем некоторые типовые ситуации конфликта интересов и порядок их урегулирования.
случаи конфликта интересов |
Меры предотвращения и урегулирования |
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и (или) в принятии кадровых решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. |
Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего |
Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений |
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные Представитель нанимателя при принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения обращает внимание на основание и цели награждения, а также на то, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в беспристрастности и объективности гражданского служащего. |
Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки транспортные расходы и т.п.) от физических лиц и/ или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления |
Пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ установлен запрет гражданским служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 575 ГК РФ определяет, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в том числе, гражданским служащим, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. |